Система организации воспитания обучающихся

Информация по итогам инспекционной проверки

 

                                                                                                             

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

 

 

 

 

Информация по итогам инспекционной проверки

по теме

«Школьное самоуправление как средство развития личности школьника. Формирование социальной ответственности у обучающихся»

МБОУ «ЭМГ личностно ориентированного обучения и воспитания», «КЭГ им. Зая - Пандиты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Элиста, 2021 г.

Информация

по итогам инспекционной проверки по теме

«Школьное самоуправление как средство развития личности школьника. Формирование социальной ответственности у обучающихся»

МБОУ «ЭМГ личностно ориентированного обучения и воспитания», «КЭГ им. Зая - Пандиты»

            На основании плана работы Управления образования Администрации города Элисты на 2020-2021 учебный год, приказа от 16.02.2021г. № 84 была проведена 10, 11 марта 2021 года инспекционная проверка по теме «Школьное самоуправление как средство развития личности школьника. Формирование социальной ответственности у обучающихся».

            Цель инспекционной проверки: определение уровня организации ученического самоуправления в образовательных организациях.

            В ходе инспекционной проверки изучены:

         нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация;

         уровень организации ученического самоуправления.

             В ходе проверки системы работы МБОУ «ЭМГ» и «КЭГ» выявлено следующее.

            Работа образовательных организаций проводится в соответствии с обязательным минимумом нормативно-правовых документов:

1.         Конституция РФ.

2.         Конвенция о правах ребенка. 

3.         Декларация принципов толерантности. 

4.         ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273 -ФЗ

5.         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг.» от 30.12.2015 г № 1493

6.         Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г № 996 –р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

7.         Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

8.         Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

9.         Методические рекомендации об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях

10. Региональная стратегия действий в интересах детей Республики    Калмыкия на 2012 – 2017 годы. / Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г № 442/ и др.

 

 

           Инспектируемые учреждения имеют Устав школы, основные образовательные программы, Программу развития, планы работы школы.

            Разработаны и утверждены локальные акты, принятые на педсоветах, утвержденные приказами директоров, инспектируемых МБОУ:

- Положение о школьном ученическом самоуправлении (КЭГ –пр.-  от 15.01.2019г, ЭМГ –пр. от 01.09.2020г);

- Положение о выборах Президента ученического самоуправления (КЭГ –пр. от 29.08.2018г., ЭМГ- пр. от 01.09.2019г);

- Планы работы органа ученического самоуправления на 2020-2021гг.;

- Списки актива школ;

- Протоколы заседаний актива.

           В системе воспитательной деятельности такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учащихся, позволяет решать ученическое самоуправление.

           Система школьного самоуправления – это управление, при котором сами учащиеся, при содействии педагогов, организуют свою жизнедеятельность через выборные ученические органы. Такая система становится типом представительной демократии, которая развивается до непосредственной демократии через общешкольные и классные ученические собрания. Ученическое самоуправление — форма участия школьников в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией школы.

            В МБОУ «ЭМГ» и «КЭГ» самоуправление имеет три уровня. Первый – классное ученическое самоуправление, второй – школьное ученическое самоуправление, третий – школьное соуправление.

             На первом и втором уровнях ученического самоуправления применяется структура по видам деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, информационная и др.

             Высшим органом самоуправления на первом уровне является классное собрание, на втором – ученическая конференция. Организационные вопросы жизнедеятельности учащихся решает Президентский Совет школы, возглавляемый президентом (Тагеева Настя, 9кл. – ЭМГ – открытое голосование, Дошкатаев Олег, 11кл. – КЭГ – тайное голосование); собирается 2-4 раза в месяц, заседания проводятся не реже 2 раз в месяц. Заседания Президентских Советов протоколируются.

            Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями. Педагогическое руководство осуществляют педагоги – организаторы: Годгаев Дегмр Бембеевич - ЭМГ, Дементеева Екатерина Ивановна - КЭГ.

            Вопросы развития ученического самоуправления рассматриваются на совещаниях при директоре: «Школьное самоуправление – это не «управление самим собой» (пр. от 03.03.2021г №4) – ЭМГ, «О работе гимназии по развитию ученического самоуправления» (пр.№3 от 27.09.2019г), «О работе классных руководителей по теме «Организация классного коллектива» в рамках самообразования. Обобщение опыта Коняевой В.С. (пр.№6 от 08.02.2021г) – КЭГ.

Издаются приказы по участию актива школы в мероприятиях: - Об итогах проведения рейда по соблюдению локальных актов гимназии с привлечением членов школьного ученического самоуправления (пр. от 02.02.2021г №34) – ЭМГ; 

- «Об итогах проведения Дня гимназии» от 17.11.2020г.  пр. №493,

- «О создании совета по профилактике правонарушений в МБОУ «КЭГ» от 16.09.2021г № 344 (КЭГ).

При этом следует отметить, что круг вопросов, которые следует рассматривать на различных совещаниях, заседаниях Президентских советов достаточно широк – это совместное с администрацией и педагогическим советом решение вопросов, затрагивающих интересы учащихся школы; разработка проектов новых законов; контроль выполнения принятых решений, проведение анализа работы классов; подготовка анализа и предложений на Совет образовательного учреждения.

             Членами комиссии было проведено анкетирование обучающихся гимназий на предмет выявления уровня самоуправления. По результатам диагностики исследования уровня развития самоуправления у учащихся 5-7 классов отмечается средний уровень самоуправления коллектива класса, а уровень развития самоуправления второго уровня оценивается как средний и высокий (ЭМГ), в КЭГ – обучающиеся определили оба уровня самоуправления как средний.

             Наиболее эффективной формой организации деятельности школьного ученического самоуправления является КТД. По инициативе Президентских Советов в школах организовываются такие мероприятия, как: «День самоуправления», «День гимназиста», благотворительная акция «Помоги собраться в школу», организация субботников и др. Вместе с тем, следует положительно отметить проекты Президентских советов «Содружество и взаимопонимание» (КЭГ), КТД «Героические страницы истории» (ЭМГ). 

             Следует положительно отметить сотрудничество лидеров самоуправления ЭМГ с администрацией и педагогами, это - участие в заседаниях Совета профилактики, в рейдах по соблюдению локальных актов; ребята ЭМГ входят в состав Управляющего совета школы, возглавляемого педагогом Анжировой С.С.

              Актив МБОУ «КЭГ» сотрудничает с администрацией гимназии пока еще только на уровне творческих или спортивных мероприятий, из элементов соуправления -участие в заседаниях Совета профилактики.

              Школьная жизнь гимназий освещается в стендовой печати (ЭМГ), в инстаграм, на youtube канале гимназии (КЭГ) и косвенно отражает содержание деятельности органа ученического самоуправления…

              

 

 

 

              Таким образом, комиссия пришла к выводу, что в инспектируемых школах отмечается наличие ученического самоуправления. Деятельность активов не ограничивается организацией только творческих или спортивных мероприятий. Лидеры школ принимают, в разной степени, участие в соуправлении образовательной организацией При этом, кураторам ученического самоуправления рекомендуется учитывать некоторые общие требования в работе с детьми: систематичность, объективность, действенность.           

            Члены комиссии положительно отмечают работу администраций МБОУ «ЭМГ» и «КЭГ» по развитию ученического самоуправления и рекомендуют продолжить работу по развитию ученического самоуправления в части повышения уровней самоуправления и соуправления;

- кураторам ученического самоуправления вести системную работу с документацией по инспектируемому направлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА  ЭЛИСТЫ

 

ПРИКАЗ

 

«___»________2021 г.                                     № ____                                                         г. Элиста

Об итогах проведения

инспекционной проверки

по теме «Школьное самоуправление

как средство развития личности школьника.

Формирование социальной ответственности

у обучающихся»

МБОУ «ЭМГ личностно ориентированного

обучения и воспитания», «КЭГ им. Зая - Пандиты»

 

       На основании информации по результатам инспекционной проверки МБОУ «ЭМГ личностно ориентированного обучения и воспитания», «КЭГ им. Зая - Пандиты» (приказ УОА г. Элисты от 16.02.2021г. № 84),

 

приказываю:

 

       1.Утвердить информацию по результатам проверки (приложение).

       2. Оценить работу администраций МБОУ «ЭМГ» и «КЭГ» по развитию ученического самоуправления положительно.

       3.Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела дошкольного дополнительного образования и воспитания Управления образования Администрации города Элисты Басангову С.У.

 

 

 

 

 

 

 

Начальник Управления образования

Администрации г. Элисты                                                                                А.В. Эрендженов

 

 

 

 

Информация по итогам инспекционной проверки

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

 

 

 

 

 

Информация по итогам инспекционной проверки

по теме

«О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации»

МКОУ «В(с)ОШ№5», МКОУ «НОШ №22»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Элиста, 2020 г.

 

Информация

по итогам инспекционной проверки по теме

«О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации»

(МКОУ «СОШ №22», «В(с)ОШ №5»)

 

            На основании плана работы Управления образования Администрации города Элисты на 2020-2021 учебный год, приказа от 15.12.2020г. №823   17 декабря 2020 года была проведена инспекционная проверка по теме «О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации».

            Цель инспекционной проверки: изучение состояния работы по планированию и осуществлению внутришкольного контроля воспитательного процесса в школе.

            Внутришкольный контроль — всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога. Контроль и анализ исполнения завершают реализацию управленческого решения и начинают этап принятия нового решения. Контроль способствует тому, чтобы опыт работы лучших становился достоянием всего педагогического коллектива, а слабых стимулировал на улучшение своей деятельности.

             Принципы внутришкольного контроля: планомерность, теоретическая и методическая подготовленность и обоснованность, систематичность, целенаправленность, оперативность, всесторонность и глубина.

             Все виды внутришкольного контроля имеют предупредительный характер, направленный на предотвращение возможных ошибок.

            В ходе инспекционной проверки изучены:

         нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация;

         состояние контроля за организацией воспитательной работы по данному направлению; деятельности методического объединения классных руководителей.

             В ходе проверки системы работы МКОУ «СОШ №22», «В(с)ОШ №5» выявлено следующее.

            Работа образовательных организаций проводится в соответствии с обязательным минимумом нормативно-правовых документов:

1.         Конституция РФ

2.         Конвенция о правах ребенка. 

3.         Декларация принципов толерантности. 

4.         ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273 -ФЗ

5.         Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа,  28 декабря 2004 г., 3 июня 2006 г.) 

6.         Национальная доктрина образования в Российской Федерации

7.         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг» от 30.12.2015 г № 1493

8.         Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

04 февраля 2010 г, Пр-271

9.         Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г № 996 –р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

10.       Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

11.       Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

12.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг»

13.       Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

14.       Методические рекомендации об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях

15. Региональная стратегия действий в интересах детей Республики    Калмыкия на 2012 – 2017 годы. / Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г № 442/ и др.

           Инспектируемые учреждения имеют Устав школы, основные образовательные программы, Программу развития, планы работы школы.

            Разработаны и утверждены локальные акты, принятые на педсоветах, утвержденные приказами директоров, инспектируемых МКОУ: План воспитательной работы (утв. 28.08.2020г.), Положение о внутришкольном контроле (пр. от 01.09.2014г. №184), Положение об обработке персональных данных (пр. от 28.08.2018г №167) и др. – В(с)ОШ №5;

-План работы школы (пр. от 03.08.2020 №39), План мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межнациональных отношений, укреплению толерантности в МКОУ «НОШ №22» на 2020-2021гг. (утв. 03.08.2020г), План мероприятий по формированию здорового образа жизни, (утв. 03.08.2020г), Программа мероприятий по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма на 2020-2021гг. (утв. 03.08.2020г). В Основной образовательной программе имеется раздел «Рабочая программа воспитания обучающихся НОО»-НОШ №22.

           Члены комиссии отмечают, что в МКОУ «В(с)ОШ №5» отсутствуют   целевые программы (по духовно – нравственному воспитанию, гражданско – патриотическому и другие).  Программа воспитания находится в стадии разработки.

            В вечерней школе на момент проверки обучается 38 детей (с этого учебного года все обучающиеся школы не являются обучающимися других учебных заведений), педагогический коллектив состоит из 9 человек. Воспитательную работу в школе курирует психолог Аржуева Е.В.

            Цель работы педагогического коллектива: «Обеспечение доступности и качества образования для обучающихся в условиях вечерней школы».

            Приоритетные направления работы в 2020 – 2021 учебном году:

«1. Работа педагогического коллектива по подготовке учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновление содержания образования.

2.Реализация государственной политики в сфере образования и обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

3.Участие в государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего, среднего общего образования в формате ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ;

4.Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам ОО, СО образования в том числе в АИС «Контингент»;

5.Совершенствование системы оценки качества образования и образовательных результатов на основе проводимых мониторингов и срезов;

6.Повышение эффективности и качества воспитательной и профилактической работы в рамках реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

7.Повышение эффективности сотрудничества с родительской общественностью в интересах ребенка;

8.Развитие партнерских отношений с Калм ГУ, ВУЗами, другими организациями и учреждениями;

9.Развитие компетенций педагогических кадров и восполнение имеющихся вакансий».

         В МКОУ «НОШ №22» обучается 78 детей, педагогический коллектив составляют 9 педагогов. С 2020 - 2021 учебного года воспитательную работу в школе курирует заместитель директора по УВР Чадаева Ц.А.

Главная цель школы – «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе» Работа с детьми направлена на:

«Развитие личности школьника в соответствии с разнообразной моделью выпускников начальной ступени.

1. Создание, укрепление и развитие общественного коллектива, органов самоуправления;

2. Работу с ученическим активом;

3. Формирование и укрепление школьных и общественных традиций;

4. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (КТД);

5. Повышение уровня правовых знаний».

           Задачи по ВШК в образовательных учреждениях решаются (в разной степени) через внутришкольный контроль эффективности деятельности всех подсистем школы, что отмечено в планах работы учреждений. При этом используются следующие формы:

- аналитическая деятельность - анализ работы педагогических коллективов в течение года в рамках работы МО классных руководителей, годовом анализе деятельности школы.

-мониторинг -  проведение диагностики уровня воспитанности, уровня развития обучающихся, определение внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (в классных коллективах), уровня удовлетворенности родительской общественности и другие;

- планирование деятельности образовательного учреждения;

- осуществление системного контроля выполнения плана работы через создание условий, способствующих эффективности процессов обучения и воспитания- выявление детей, нуждающихся в социальной помощи; контроль посещаемости обучающимися учебных занятий; работу с родителями обучающихся;

- анализ социального состава учащихся: дети-сироты, многодетные семьи, неблагополучные семья, учащиеся, состоящие на учете КДН (сентябрь)

-     анализ состояния организационной работы с «трудными подростками»: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как со стороны обучающихся, так и в отношении их (январь)

- развитие личностно-ориентированной деятельности учащихся: анализ занятости обучающихся в дополнительном образовании;

- просветительско-профилактическая работа: тренинги, беседы, наблюдения…

           Вместе с тем, в обеих школах не отражена работа педагогических коллективов по внедрению с 2021 года в состав основной образовательной программы школы рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы (согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся») - приказ УОА г. Элисты от 20.10.2020г №679-1.

          Изучив план работы на   2020-2021 учебный год, анализ деятельности учреждений за 2019-2020 учебный год, комиссия отмечает недостаточный уровень анализа воспитательной работы школ, заключающийся в констатации цифр и описании проведенных мероприятий (В(с)ОШ №5). Отсутствует сравнительный анализ, причины невыполнения пунктов плана по ВШК воспитательной работы и пути развития деятельности школы в данном направлении.

           Например, в вечерней школе не прослеживается система реализации плана работы школы по воспитательной работе: не предусмотрен анализ результатов диагностики уровня воспитанности обучающихся (ноябрь, 2020г), уровня адаптации обучающихся (ноябрь, 2020г). Диагностика предусмотрена и проведена, но отсутствует рассмотрение и анализ результатов педагогическим коллективом или МО классных руководителей, принятие решения в целях улучшения работы в данном направлении. Не оформлены классные уголки. Мониторинг по удовлетворенности родительской общественности на момент проверки не проведен. Данные факты свидетельствуют об отсутствии ВШК по исполнению плана работы, принятом педагогическим советом школы. Причина видится в отсутствии опыта административной работы и знаний у куратора данного направления. В связи с этим, члены комиссии рекомендуют обеспечить прохождение курсовой подготовки для заместителей директоров по воспитательной работе в БУ ДПО РК «КРИПКРО».

 Планы работы инспектируемых МКОУ включают в себя: наименование вопросов, подлежащих контролю; цель контроля; объект, вид и метод контроля; ответственных лиц, сроки и форму подведения итогов контроля.

             Комиссия положительно отмечает план ВШК и системность его реализации в МКОУ «НОШ №22».  Администрацией школы предусмотрено рассмотрение вопросов по оказанию методической помощи педагогам, мониторинг достижений как результат деятельности администрации по ВШК воспитательной работы.

            В рамках ВШК в школах рассмотрены следующие вопросы на: педсоветах (пр. №2 от 30.10.2020г.) «Использование информационной образовательной среды…, безопасность в сети в связи с пандемией»- НОШ №22; «Результаты изучения уровня адаптации обучающихся 9-10 классов» пр. №3 от 14.11.2019г.), «Адаптация учащихся 9,10 классов, изучение уровня социально – психологического климата к новым условиям учебной деятельности и межличностной коммуникации с педагогами и одноклассниками» (пр. №2 от 25.12.2020г.) – В(с)ОШ №5.

 - совещании при заместителе директора по УВР: от 30.09.2020г пр№2 «Об организации внеурочной деятельности, работы ГПД», пр. №4 от 30.11.2020г «О состоянии работы с детьми «группы риска», с детьми с ОВЗ и девиантным поведением» - НОШ №22;

- МО классных руководителей: пр №1 от 03.08.2020г «Анализ рабочих программ по внеурочной деятельности», пр. №2 от 29.10.2020г «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО» - НОШ №22. В(с)ОШ №5 – пр. №1 от 26.08.2020г. «Анализ работы МО классных руководителей за 2019 – 2020 уч.г.», пр.№2 от 01.10.2020 уч.г. с участием директора школы «Онакомление с социальным паспортом школы.», «О проведении единого классного часа «Трагедия Беслана»

             Положительно отмечается разностороннее направление тем самообразования классных руководителей в НОШ №22: «Работа классного руководителя над созданием ученического коллектива. Взаимосотрудничество: семья-школа» (Довданова Г. А.); «Комплексный подход к воспитанию личности в классном коллективе» (Сарагаева В.Ш.); «Духовно – нравственное воспитание обучающихся обучающихся младшего школьного возраста» (Чадаева Ц.А.), «Нормы и правила межличностного общения».

            Классные руководители В(с)ОШ №5 акцентировали внимание на духовно – нравственном воспитании – «Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» (Полукеева Е.В.), «Духовно – нравственное воспитание школьников через организацию социальных компетенций» (Манджиев Б.Б.), «Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе» (Аржуева Е.В.).

             Показателем наличия ВШК в образовательной организации являются достижения педагогов и обучающихся: численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся в НОШ №22 составляет 62%, это 51 обучающийся; В(с)ОШ №5 – 0.  В вечерней школе анализ изучения уровня удовлетворенности учащихся (анкетирование, февраль-март 2020г) выявил невысокий показатель удовлетворенности организации воспитательного процесса (3,4 из 5-согласно справки).

             Необходимым звеном в деятельности МО классных руководителей является обобщение опыта работы. В этом направлении положительно отмечается результат работы НОШ №22 -  I место в муниципальном этапе IX Республиканского Фестиваль-конкурса детского народного творчества «Хамдан» Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» учителя начальных классов Сарагаевой В.Ш.

              Еще одно направление, требующее системной работы – взаимодействие с родительской общественностью. Члены комиссии положительно отмечают системную индивидуальную работу с родителями в обеих школах.

            Таким образом, комиссия пришла к выводу, что в инспектируемых школах осуществляется, в разной степени, работа по ВШК воспитательной работы. При этом, администрациям образовательных организаций рекомендуется учитывать некоторые общие требования к ВШК: систематичность, объективность, действенность и использовать различные методы: метод наблюдения, изучение школьной документации, устные, письменные, комбинированные и графические проверки, взаимопосещение мероприятий, самоотчеты и самоконтроль педагогов, творческие отчеты, портфолио педагогов и учащихся.

            Члены комиссии рекомендуют:

- администрациям МКОУ «В(с)ОШ№5» и «НОШ №22»: более полно использовать метод сравнительного анализа при составлении плана работы по воспитательной работе на очередной учебный год,     активизировать работу  по внедрению с 2021 года в состав основной образовательной программы школы рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы (согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»), осуществлять системный контроль выполнения плана воспитательной работы школы;

- администрации МКОУ «В(с)ОШ№5»: 1. провести работу по – обобщению опыта работы классных руководителей; - созданию и внедрению Программы воспитания и социализации обучающихся; 2. усилить ВШК деятельности МО классных руководителей; 3. предусмотреть создание и развитие детских организаций, таких как: отряд Юнармии, отряд ЮИД, отряд волонтеров, провести разъяснительную работу с обучающимися по созданию и деятельности органа ученического самоуправления (учитывая специфику данного учреждения, требуется больше внимания уделить самоорганизации и самореализации детей в школе.);

- МЦ УОА г. Элисты оказать помощь в составлении аналитической справки и алгоритма планирования воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное образование и воспитательная работа

Дополнительное образование и воспитательная работа

 

          Воспитательную и профилактическую деятельность в школах города осуществляют: 21 заместитель директора по воспитательной работе, 22 социальных педагога, 2 старших вожатых и 9 педагогов-организаторов, 25 педагогов-психологов муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений города.

          Стабильность кадровой политики отмечается в Элистинском лицее: зам.директора по ВР Чурюмова Е.Ю. – 15 лет; педагог-психолог Церенова А.А.- 24 года; СОШ №21 - зам.директора по СПВ Эрдниева А.М. – 12 лет; педагог-психолог Гуспанова О.А. – 14 лет; в СОШ №23 - зам.директора по ВР Братышева Н.Н. – 14 лет, соцпедагог Бадма – Халгаева Н.Г. – 9лет; в СОШ №18: зам.директора по ВР Бембеева В.А. – 14 лет; в СОШ №8: зам.директора по ВР Арманова В.В. – 14 лет, ВСОШ №5 соцпедагог Аржуева Е.В. – 6 лет, СОШ №2 – Куценко М.В.- 10 лет.

         Профилактика правонарушений и преступлений среди детей и подростков, профилактика наркомании – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогическими коллективами города.  На учете в КДНиЗП, ОПДН МВД по г. Элиста на 01 июля 2020г. состоит 87 подростков, из них 76 детей из 62 семей СОП.         

          Управлением образования Администрации города Элисты в течении года решались актуальные вопросы   системы воспитания и профилактики правонарушений и преступлений:

- на заседании КДНиЗП г. Элисты рассмотрены вопросы: «О состоянии воспитательной профилактической работы педколлектива МБОУ: «СОШ №3», «СОШ №17», «СОШ №12»;

- на заседании Коллегии Управления образования Администрации города Элисты: «Об итогах комплексной проверки МБОУ «РНГ им. Преподобного С. Радонежского»

- на совещании руководителей, заместителей директоров по социально-правовым вопросам МБОУ г. Элисты:

-  по материалам заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, индивидуальных консультаций в КДНиЗП:

 - «О состоянии профилактической работы с несовершеннолетними по профилактике правонарушений и преступлений»;

- «О деятельности МБОО по профилактике ДДТТ».

       Также, рассматривались проблемы: гражданско-правового  воспитания учащихся, профилактики злоупотребления психоактивных веществ, профилактики предупреждения суицидальных проявлений среди детей и подростков, занятости детей во внеурочное время, работа с родительской общественностью, усиление профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, работа с ветеранами войны, организация летней занятости и досуга детей, состоящих на всех видах профилактического учета и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      Муниципальные образовательные организации уделяют особое внимание досуговой занятости несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете. В 2019 – 2020 учебном году 95,6% обучающихся охвачены дополнительным образованием (спортивные секции, творческие кружки), внеурочная и факультативная деятельность. 

     Дети, состоящие на всех видах профилактического учета, вовлекаются в общественную жизнь – участвуют в Днях здоровья, в Спартакиаде «Будь готов служить Отчизне», в организации и проведении презентации ВОД «Волонтеры Победы» в образовательных учреждениях г. Элисты, в организованной встрече с представителями Министерства спорта и молодежной политики Республики Калмыкия (целью данного мероприятия являлось привлечение ребят в волонтерскую деятельность и занятие физической культурой. (05.03.2020г).  Обучающиеся принимают активное участие в городских и республиканских мероприятиях: команда СОШ №18 заняла II место в городском конкурсе агитбригад «Живи! Твори! Мечтай!» и III место в республиканском конкурсе агитбригад «Живи! Твори! Мечтай!», СОШ №17 - призер Республиканский конкурс авторских творческих работ» Скажи терроризму: «Нет!». СОШ №10 - 3 место в социальной акции «Полёт мысли».  

                В текущем учебном году, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, в июне – июле 2020г была отложена летняя кампания по организации отдыха и оздоровления детей.

                Несмотря на это, в целях организации летнего досуга детей в условиях самоизоляции Управлением образования Администрации города Элисты и педагогами школ и МБУ ДО «ДДТ» проведены дистанционные кружки по различным направлениям:

- «Умелые руки», «Творим сами» - изготовление поделок, оригами, открыток, лепка, работа с бросовым материалом и т.д.;

- «Инфознайки» - первые знания о компьютере;

- «Аэробика дома» - физкультура интересно, «Драйв» - обучение танцам;

-кружки интеллектуального направления «Мир вокруг нас», «Английский с увлечением»;

- «Лего? Лего!» - обучающие тренинги по работе с лего;

- «Творческая мастерская» - работа с природным материалом;

- «Волшебная бумага» - поделки – оригами;

- «Тропинка к себе» - занятия с психологом;

- «Умники и умницы» - решение ребусов, кроссвордов, головоломок;

- «Юный блогер» и др.

Управление образования Администрации города Элисты и общеобразовательные учреждения города проводят целенаправленную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 В рамках празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. педагогическими коллективами совместно с обучающимися и родительской общественностью проведены:

- декада, посвященная освобождению города Элисты от немецко-фашистских захватчиков (январь 2020);

- мероприятия, посвященные 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны;

- оформление школьных музеев, комнат, стендов, уголков боевой и трудовой славы (январь, февраль, март 2020 г.);

- декада, посвященная празднованию 75-й годовщины Великой Победы в ОУ.

Воспитание на примерах героического прошлого воплотилось в форме подготовки и проведения тематических классных часов; Уроков мужества с приглашением ветеранов.

  Организованы и проведены следующие мероприятия:

- праздничные концерты;

- вечера военной песни, инсценированной военно – патриотической песни «Во Славу Отечества!», «Песни, с которыми мы победили»;

- встречи с ветеранами войны и труда;

- школьные конкурсы чтецов «Утро Победы», конкурс чтецов «Живая классика», «Нам завещаны память и слава», международный конкурс «Памяти предков будем достойны!»;

- декада, посвященная освобождению города Элисты;

- декада, посвященная празднованию Великой Победы;

- акции «Блокадный хлеб», «Подари игрушку ёлке» (сбор новогодних игрушек для ветеранов ВОВ, тружеников тыла, проживающих в «Доме для престарелых и инвалидов» – МБОУ «КЭГ»), «Сад Победы» (СОШ № 15, СОШ № 12, СОШ №2 и др.), «Письмо Победы», «Мой ветеран».

Различны формы работы школ города в Год памяти и славы:

- спортивные соревнования «Тебе, Победа, посвящаем!»;

- конкурсы сочинений «Они сражались за Отчизну», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

- изготовление обучающимися на уроках технологии нагрудных значков к 9 мая (МБОУ «СОШ № 21», «СОШ № 17»);

- ежегодная городской конференции отцов «Осознанное отцовство» по теме «Великая Победа, наследие и наследники» в которой приняли участие обучающиеся и родители школ города Элисты;

- публикация статей о ветеранах войны на страницах школьных газет и т.д.

В ОО были организованы книжные выставки: «Наши земляки – Герои Советского союза», «Годы, опаленные войной», «Память Героев» и др.

19 действующих добровольческих отрядов («Дегц» - СОШ №17, «Вестник добра» - МБОУ «КЭГ имени Зая-Пандита», «Цаhан седклясн» - МБОУ «КНГ имени Кичикова А.Ш.», «Открытые сердца» - МБОУ «СОШ № 4», «Содружество» - МБОУ «ЭМГ личностно ориентированного обучения и воспитания», «Волонтеры добра» - МБОУ «СОШ № 2» и др.) оказывают помощь и поддержку ветеранам ВОВ, ветеранам педагогического труда, инвалидам (уборка и приведение в порядок двора и другие необходимые работы, поздравления и вручение памятных подарков).

Активную работу по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения проводят ветераны Великой Отечественной войны, которые оказывают помощь в пополнении музейного фонда школ, проводят встречи с обучающимися, участвуют в различных мероприятиях школ города.

По Распоряжению Администрации города Элисты от 27 апреля 2020 года №80-р, в рамках празднования 75-летия Победы, педагогами школы были вручены памятные юбилейные медали с подарочными наборами ветеранам войны, тыловикам и вдовам.

Активными формами патриотического воспитания школьников стали клубные объединения. В общеобразовательных школах действуют объединения гражданско – патриотического направления, которые принимают активное участие в военно-спортивных соревнованиях, проводят поисково-исследовательскую работу по изучению жизни и деятельности знаменитых, видных деятелей, героев Калмыкии, России. Из них - 7 поисковых отрядов («Память» - СОШ №2, «Вехи» - СОШ №23, «Поиск» - СОШ №12 и др.) На основе материалов, собранных учащимися, создаются музейные экспозиции, проводятся школьные мероприятия.

Так, например, в МБОУ «СОШ № 21» в школьном музее боевой славы размещена экспозиция, представляющая архивные материалы и воссоздающая хронику исторических событий: «Операция «Улусы», «Спецпереселенцы», «Широклаг», «Возвращение»; в «СОШ № 12» - экспозиция «Блокада Ленинграда». По итогам конкурса музеев боевой славы ОУ РК 1 место занял музей МБОУ «СОШ №8» (рук – ль Утигенова Э.П.).

Школы города являются активными участниками проекта «Парта героя», который в доступной форме рассказывает детям о земляках, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество и готовность к самопожертвованию. (В музейном кабинете МБОУ «СОШ № 21» открыта памятная парта, посвященная легендарному командиру партизан М. Хонинову; КЭГ - имени Н.М. Санджирова; СОШ № 3 - Ю. Клыкова; СОШ № 8 - Хомутникову В.А., Кузьмину Г.И., Емельяненко А.П. и др.)

Ежегодно 17 отрядов юнармейцев школ города принимают участие в мероприятии, посвященном Дню Неизвестного Солдата, в городском фестивале «Юнармия».

Несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку 75 – ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Элиста встретила в нарядном убранстве.

Одним из основных элементов стали 34 информационных щита о земляках – героях - участниках Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг, установленные администрацией города на одноименных улицах: имени Ю. Клыкова, имени Т. Хахлыновой, имени Э. Деликова и др. Педагоги школ занимались подбором материала для содержания щитов.

В условиях самоизоляции реализация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, посвященных Году памяти и славы, осуществляется путём запуска интернет акций, челленджей и эстафет Победы.

Работа отражается в инстаграм Управления образования Администрации города Элисты и инстаграм МОО:

 - литературный флешмоб «Я расскажу Вам о Победе…» (публикации видео с декламацией учащимися стихотворений о войне);

- музыкальный флешмоб «А песни тоже воевали…» (публикации видео с исполнением песен военных лет);

- патриотическая эстафета Победы «Мы помним! Мы гордимся!» (публикация памятного патриотического видео с декламацией литературного произведения школьниками и учителями);

- патриотическая челлендж-акция «Открытка ветерану»;

- «Письмо Победы»;

- «Окна Победы»;

- проект «Война в памяти детей» (обучающиеся рассказывают о боевом пути своих родных воевавших в году ВОВ 1941-1945 гг);

-общешкольные онлайн-конкурсы чтецов «Читая о войне...» (платформа Zoom, вайбер, инстаграм);

- Всероссийские акции: «Читаю о войне», «Бессмертный полк – онлайн», «Наследники Победы», «Георгиевская ленточка», «Мы все равно скажем спасибо!» и др.

         С 1 по 9 мая 2020 года классные руководители школ города Элисты на платформе ZOOM и др. провели онлайн классные часы ко Дню Победы «Поклонимся великим тем годам…», где дети рассказывают о подвигах своих родных и близких.

                  По данным УГИБДД МВД России по г. Элиста за 5 месяцев 2020г произошло 9 ДТП, из них по вине ребенка – 2. К основным причинам возникновения ДТП с участием детей, прежде всего, необходимо отнести следующее:

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неосознанная степень опасности в силу своих психофизических факторов);

-  незнание мер обеспечения безопасного движения;

-  подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасного движения;

- недисциплинированность, потеря бдительности;

- отсутствие контроля и положительного примера со стороны взрослых.

     Система дополнительного образования и воспитания детей направлена на создание значительных возможностей для успешного решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения, является неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

      В г. Элиста действуют 5 учреждений дополнительного образования: «ДМШ №1 им. С-Г. Дорджина», «ДШИ №1», «ДШИ №2», «ДХШ им. Г.О. Рокчинского» и Дворец детского творчества, призванные обеспечить развитие творческих возможностей каждого ребенка, удовлетворение его образовательных потребностей.  По состоянию на 1 сентября 2019 г. в системе образования города Элисты насчитывается 5 муниципальных организаций дополнительного образования детей, в которых занимаются 3428 воспитанников.  Процент охвата детей в школах искусств (по видам искусств) за последний год составляет 22,4 % детей от общего количества детей школьного возраста. 

      В МБУ ДО реализуются дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные программы художественно-эстетической направленности. Традиционная деятельность учреждений МБУ ДО г. Элисты: проведение благотворительных концертов совместно с благотворительным фондом «Российский детский фонд» (Пюрбеев О.Д.) (ДШИ №2), организация и проведение спектаклей под патронажем Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакъямуни» (ДШИ №1), выставок в ДХШ.  

       19 муниципальных общеобразовательных организаций прошли лицензирование (нет №3,№15,№5) и осуществляют деятельность в области дополнительного образования.

19 декабря 2018 года состоялось открытие МБУ ДО «Дворец детского творчества» после капитального ремонта, открыли свои двери не только традиционные кружки и секции (плавание, борьба, шахматы, фольклорная студия и др.), но и новые кружки, которые позволят развивать творчество детей на современном уровне (робототехника, научное общество по биологии и экологии, детский планетарий, школа  блогера и журналиста).

          В МБОУ г. Элисты в 2019-2020 учебном году действовало 415 детских объединений с охватом 12182 обучающихся (77 %). В творческих и спортивных мероприятиях принимают участие 1200 детей, что составляет 8,4% от общего количества детей.

Работа педагогов дополнительного образования приносит свои результаты: республиканский этап Всероссийского дня бега «Кросс Нации-2019»         - Василенко Антон -2 место, Международный фестиваль-конкурс «Звезды России» (Волгоград-Москва) - Бутенко Анна, номинация «Эстрадный вокал» (соло), лауреат 2 степени – СОШ №2; V Всероссийский конкурс «Жемчужина Калмыкии» Гасанова Бериван - 1место, СОШ №10, Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» регион. этап Закинова Юлия – 1 место, СОШ №12; городские соревнования по спортивному ориентированию среди обучающихся образовательных организаций г. Элисты (в возрасте группе 15-16 лет) – 1 место, СОШ №17; V Всероссийский  конкурс «Жемчужина России», Батяев Никита - 2 место номинация «Соло», Гран – При в номинации «народно – стилизованный вокал» - СОШ №18; республиканский конкурс «Эссе на тему «Цаган Сар», Басангов Арлтан, 2 место – НОШ №22; I место по плаванию в республиканской параспартакиаде «Мы такие же, как все только сильнее», посвященной международному дню инвалида – Убушиев Бадма, КЭГ; Теймурова Альбина.- 1 место по каратэ на выездном открытом Кубке в г.Волжский, НОШ №24; республиканская выставка декоративно – прикладного творчества «Наследие предков сохраним и приумножим», номинация «Столярная обработка дерева», Евсеенко Артем. 3 место - СОШ №15; городской фестиваль «Джангрин ачнр», номинация «Соревнования по шахматам» - 1 место -Буватинова И, СОШ №21 и др.