Даваева Инара Васильевна, учитель биологии МБОУ «СОШ 10» имени Бембетова В.А., ВКК

Даваева  Инара  Васильевна,

учитель  биологии  МБОУ  «СОШ 10»  имени  Бембетова  В.А.,  ВКК

Тема урока. Экологические факторы среды

Класс: 9

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Цель занятия:  углубить знания о  экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Методы: словесный, беседа, работа с текстами.

Планируемые результаты.

Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.

Познавательные УУД.  Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика.

Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.

Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.

 План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление знаний учащихся

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Оборудование: литературные тексты, компьютерная техника.

Ключевые слова и понятия: Абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы, толерантность, лимитирующие факторы.

Актуализация и мотивация знаний

Фронтальный опрос:

О чем мы говорили на предыдущем уроке? (изучали вид, критерии вида, популяция)

Что такое вид? (дайте определение)

Что такое критерии вида? Какие критерии вида вам известны?

 Задание. Определить критерии вида, описание которых даны в тексте

       (1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря.

 (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом.

(3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.

(4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни.

(5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно.

 (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

 (Популяции, ее характеристиках).  При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске).

Популяция  - совокупность организмов одного вида, свободно скрещивающихся между собой, обитающих на определенной территории (ареале).

Обилие популяции  - общее число организмов.

Рождаемость популяции – скорость прироста численности.

Смертность  популяции - скорость сокращения численности.

Возрастной состав популяции – совокупность дорепродуктивных, репродуктивных, пострепродуктивных особей.

Экология  - наука о взаимоотношениях между организмами и окружающих их средой.

Задача (формулировка новой темы)

1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

Вывод: для размножения клевера не хватает условия внешней среды (шмелей)

Как называются внешние условия, факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на живые организмы? Найдите ответ в учебнике, параграф 36

Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов. (В последнем определении дается только левая часть определения)

Тема нашего урока «Экологические факторы»

Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке?

1.Виды экологических факторов.

2. Влияние факторов на организмы.

3. Закономерности влияния экологических факторов

Работа в группах. На каждой парте лежит литературный текст.

Вам необходимо при помощи учебника определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.

1 ряд. Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.

М.Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом,  вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

2 ряд. Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.

М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ле­дорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудни — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солн­це и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер.

3 ряд . Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.

В.М.Смирин. «Звери в природе»

 На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца  - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали  на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.

Работа с классом. Влияние абиотических факторов.

На какие группы делятся растения по отношению к температуре, влажности, свету? Как эти факторы влияют на животных?

По отношению к свету.

1.Светолюбивые

2.Теневыносливые

Животные ведут дневной (большинство птиц)образ жизни или ночной (летучие мыши).

По отношению к влажности.

1. Влаголюбивые

2. Засухоустойчивые

Животные могут получать воду путем окисления жиров.

По отношению к температуре.

1. Теплолюбивые

2.Холодостойкие.

Теплокровные животные выдерживают наибольший диапазон температур.

На организмы также влияют вторичные климатические факторы.

Влият ли на организмы количество экологического фактора?

 Объяснение закона трех кардинальных точек

 

Дайте понятие толерантности. Изобразите кривую толерантности, используя таблицу. Сделайте выводы.

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

Оптимальная температура, при которой наблюдается наибольшее число вертикальных движений дна ротовой полости (110-120 дыхательных движений в минуту), составляет +25…+300 С.

При понижении температуры частота дыхательных движений уменьшается (до 76 при +150 С), что свидетельствует о понижении интенсивности обмена веществ в организме лягушки и, следовательно, уменьшении количества потребляемого кислорода. При температуре +50 С лягушка впадает в оцепенение. Дальнейшее понижение температуры может привести к гибели животного.

При повышении температуры наблюдается уменьшение числа вертикальных движений дна ротовой полости (до 32 при +400 С), что может быть связано с перегревом животного и нарушением процессов жизнедеятельности. Дальнейшее повышение температуры может привести к гибели животного.

  

А) лесной пожар вследствие грозы

Б) распространение семян растений птицами

В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г) санитарная вырубка леса

Д) питание паразитических животных

Е) затопление лугов при ливне

1) абиотические

2) биотические

3) антропогенные

    

 

 

 

 

 

 

 

Толерантность  - терпение. Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. (Закон Шелфорда, закон толерантности)

Задание на закрепление (плюс зарядка)

Установите соответствие между примерами и видами факторов окружающей среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) выброс углекислого газа при извержении вулкана

Б) обильное размножение насекомых

В) зарастание водоёма ряской

Г) усиление силы ветра

Д) понижение уровня воды в озере

Е) увеличение количества осадков

 

1) абиотические

2) биотические

 

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.

 

Изучение биотического экологического фактора (схема на слайде)

Работа с текстом (или сообщения)

Закрепление

Практическая работа «Определение типов биотических отношений»

 Задание №1.Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон.

(Ответ: хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)

Задание №2.Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)

Задание №3. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения. Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)

Задание №4. Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)

 

 Учитель:  Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

(Волк – дождевой червь, нейтрализм)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание: параграф 36

 

1 ряд М.Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом,  вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

2 ряд М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ле­дорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудни — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солн­це и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер.

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

 

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

3 ряд В.М.Смирин. «Звери в природе»

 На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца  - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали  на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

 

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

 

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

 

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду. 

  

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны. 

 

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

 

Даваева эко фактор 9