Информация по итогам инспекционной проверки

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ

 

 

 

 

 

Информация по итогам инспекционной проверки

по теме

«О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации»

МКОУ «В(с)ОШ№5», МКОУ «НОШ №22»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Элиста, 2020 г.

 

Информация

по итогам инспекционной проверки по теме

«О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации»

(МКОУ «СОШ №22», «В(с)ОШ №5»)

 

            На основании плана работы Управления образования Администрации города Элисты на 2020-2021 учебный год, приказа от 15.12.2020г. №823   17 декабря 2020 года была проведена инспекционная проверка по теме «О состоянии ВШК в ОО. Выполнение плана внутришкольного контроля. Соответствие плана внутришкольного контроля годовому плану работы образовательной организации».

            Цель инспекционной проверки: изучение состояния работы по планированию и осуществлению внутришкольного контроля воспитательного процесса в школе.

            Внутришкольный контроль — всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей работы в соответствии с поставленными задачами, вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению на диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающихся личностей ученика и педагога. Контроль и анализ исполнения завершают реализацию управленческого решения и начинают этап принятия нового решения. Контроль способствует тому, чтобы опыт работы лучших становился достоянием всего педагогического коллектива, а слабых стимулировал на улучшение своей деятельности.

             Принципы внутришкольного контроля: планомерность, теоретическая и методическая подготовленность и обоснованность, систематичность, целенаправленность, оперативность, всесторонность и глубина.

             Все виды внутришкольного контроля имеют предупредительный характер, направленный на предотвращение возможных ошибок.

            В ходе инспекционной проверки изучены:

         нормативно-правовая и организационно-распорядительная документация;

         состояние контроля за организацией воспитательной работы по данному направлению; деятельности методического объединения классных руководителей.

             В ходе проверки системы работы МКОУ «СОШ №22», «В(с)ОШ №5» выявлено следующее.

            Работа образовательных организаций проводится в соответствии с обязательным минимумом нормативно-правовых документов:

1.         Конституция РФ

2.         Конвенция о правах ребенка. 

3.         Декларация принципов толерантности. 

4.         ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273 -ФЗ

5.         Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа,  28 декабря 2004 г., 3 июня 2006 г.) 

6.         Национальная доктрина образования в Российской Федерации

7.         Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг» от 30.12.2015 г № 1493

8.         Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

04 февраля 2010 г, Пр-271

9.         Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г № 996 –р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

10.       Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

11.       Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

12.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг»

13.       Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей

14.       Методические рекомендации об организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях

15. Региональная стратегия действий в интересах детей Республики    Калмыкия на 2012 – 2017 годы. / Утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2012 г № 442/ и др.

           Инспектируемые учреждения имеют Устав школы, основные образовательные программы, Программу развития, планы работы школы.

            Разработаны и утверждены локальные акты, принятые на педсоветах, утвержденные приказами директоров, инспектируемых МКОУ: План воспитательной работы (утв. 28.08.2020г.), Положение о внутришкольном контроле (пр. от 01.09.2014г. №184), Положение об обработке персональных данных (пр. от 28.08.2018г №167) и др. – В(с)ОШ №5;

-План работы школы (пр. от 03.08.2020 №39), План мероприятий по профилактике экстремизма, гармонизации межнациональных отношений, укреплению толерантности в МКОУ «НОШ №22» на 2020-2021гг. (утв. 03.08.2020г), План мероприятий по формированию здорового образа жизни, (утв. 03.08.2020г), Программа мероприятий по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма на 2020-2021гг. (утв. 03.08.2020г). В Основной образовательной программе имеется раздел «Рабочая программа воспитания обучающихся НОО»-НОШ №22.

           Члены комиссии отмечают, что в МКОУ «В(с)ОШ №5» отсутствуют   целевые программы (по духовно – нравственному воспитанию, гражданско – патриотическому и другие).  Программа воспитания находится в стадии разработки.

            В вечерней школе на момент проверки обучается 38 детей (с этого учебного года все обучающиеся школы не являются обучающимися других учебных заведений), педагогический коллектив состоит из 9 человек. Воспитательную работу в школе курирует психолог Аржуева Е.В.

            Цель работы педагогического коллектива: «Обеспечение доступности и качества образования для обучающихся в условиях вечерней школы».

            Приоритетные направления работы в 2020 – 2021 учебном году:

«1. Работа педагогического коллектива по подготовке учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире через обновление содержания образования.

2.Реализация государственной политики в сфере образования и обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

3.Участие в государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего, среднего общего образования в формате ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ;

4.Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам ОО, СО образования в том числе в АИС «Контингент»;

5.Совершенствование системы оценки качества образования и образовательных результатов на основе проводимых мониторингов и срезов;

6.Повышение эффективности и качества воспитательной и профилактической работы в рамках реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

7.Повышение эффективности сотрудничества с родительской общественностью в интересах ребенка;

8.Развитие партнерских отношений с Калм ГУ, ВУЗами, другими организациями и учреждениями;

9.Развитие компетенций педагогических кадров и восполнение имеющихся вакансий».

         В МКОУ «НОШ №22» обучается 78 детей, педагогический коллектив составляют 9 педагогов. С 2020 - 2021 учебного года воспитательную работу в школе курирует заместитель директора по УВР Чадаева Ц.А.

Главная цель школы – «Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе» Работа с детьми направлена на:

«Развитие личности школьника в соответствии с разнообразной моделью выпускников начальной ступени.

1. Создание, укрепление и развитие общественного коллектива, органов самоуправления;

2. Работу с ученическим активом;

3. Формирование и укрепление школьных и общественных традиций;

4. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (КТД);

5. Повышение уровня правовых знаний».

           Задачи по ВШК в образовательных учреждениях решаются (в разной степени) через внутришкольный контроль эффективности деятельности всех подсистем школы, что отмечено в планах работы учреждений. При этом используются следующие формы:

- аналитическая деятельность - анализ работы педагогических коллективов в течение года в рамках работы МО классных руководителей, годовом анализе деятельности школы.

-мониторинг -  проведение диагностики уровня воспитанности, уровня развития обучающихся, определение внутригрупповых связей и иерархии в малых группах (в классных коллективах), уровня удовлетворенности родительской общественности и другие;

- планирование деятельности образовательного учреждения;

- осуществление системного контроля выполнения плана работы через создание условий, способствующих эффективности процессов обучения и воспитания- выявление детей, нуждающихся в социальной помощи; контроль посещаемости обучающимися учебных занятий; работу с родителями обучающихся;

- анализ социального состава учащихся: дети-сироты, многодетные семьи, неблагополучные семья, учащиеся, состоящие на учете КДН (сентябрь)

-     анализ состояния организационной работы с «трудными подростками»: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как со стороны обучающихся, так и в отношении их (январь)

- развитие личностно-ориентированной деятельности учащихся: анализ занятости обучающихся в дополнительном образовании;

- просветительско-профилактическая работа: тренинги, беседы, наблюдения…

           Вместе с тем, в обеих школах не отражена работа педагогических коллективов по внедрению с 2021 года в состав основной образовательной программы школы рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы (согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся») - приказ УОА г. Элисты от 20.10.2020г №679-1.

          Изучив план работы на   2020-2021 учебный год, анализ деятельности учреждений за 2019-2020 учебный год, комиссия отмечает недостаточный уровень анализа воспитательной работы школ, заключающийся в констатации цифр и описании проведенных мероприятий (В(с)ОШ №5). Отсутствует сравнительный анализ, причины невыполнения пунктов плана по ВШК воспитательной работы и пути развития деятельности школы в данном направлении.

           Например, в вечерней школе не прослеживается система реализации плана работы школы по воспитательной работе: не предусмотрен анализ результатов диагностики уровня воспитанности обучающихся (ноябрь, 2020г), уровня адаптации обучающихся (ноябрь, 2020г). Диагностика предусмотрена и проведена, но отсутствует рассмотрение и анализ результатов педагогическим коллективом или МО классных руководителей, принятие решения в целях улучшения работы в данном направлении. Не оформлены классные уголки. Мониторинг по удовлетворенности родительской общественности на момент проверки не проведен. Данные факты свидетельствуют об отсутствии ВШК по исполнению плана работы, принятом педагогическим советом школы. Причина видится в отсутствии опыта административной работы и знаний у куратора данного направления. В связи с этим, члены комиссии рекомендуют обеспечить прохождение курсовой подготовки для заместителей директоров по воспитательной работе в БУ ДПО РК «КРИПКРО».

 Планы работы инспектируемых МКОУ включают в себя: наименование вопросов, подлежащих контролю; цель контроля; объект, вид и метод контроля; ответственных лиц, сроки и форму подведения итогов контроля.

             Комиссия положительно отмечает план ВШК и системность его реализации в МКОУ «НОШ №22».  Администрацией школы предусмотрено рассмотрение вопросов по оказанию методической помощи педагогам, мониторинг достижений как результат деятельности администрации по ВШК воспитательной работы.

            В рамках ВШК в школах рассмотрены следующие вопросы на: педсоветах (пр. №2 от 30.10.2020г.) «Использование информационной образовательной среды…, безопасность в сети в связи с пандемией»- НОШ №22; «Результаты изучения уровня адаптации обучающихся 9-10 классов» пр. №3 от 14.11.2019г.), «Адаптация учащихся 9,10 классов, изучение уровня социально – психологического климата к новым условиям учебной деятельности и межличностной коммуникации с педагогами и одноклассниками» (пр. №2 от 25.12.2020г.) – В(с)ОШ №5.

 - совещании при заместителе директора по УВР: от 30.09.2020г пр№2 «Об организации внеурочной деятельности, работы ГПД», пр. №4 от 30.11.2020г «О состоянии работы с детьми «группы риска», с детьми с ОВЗ и девиантным поведением» - НОШ №22;

- МО классных руководителей: пр №1 от 03.08.2020г «Анализ рабочих программ по внеурочной деятельности», пр. №2 от 29.10.2020г «Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО» - НОШ №22. В(с)ОШ №5 – пр. №1 от 26.08.2020г. «Анализ работы МО классных руководителей за 2019 – 2020 уч.г.», пр.№2 от 01.10.2020 уч.г. с участием директора школы «Онакомление с социальным паспортом школы.», «О проведении единого классного часа «Трагедия Беслана»

             Положительно отмечается разностороннее направление тем самообразования классных руководителей в НОШ №22: «Работа классного руководителя над созданием ученического коллектива. Взаимосотрудничество: семья-школа» (Довданова Г. А.); «Комплексный подход к воспитанию личности в классном коллективе» (Сарагаева В.Ш.); «Духовно – нравственное воспитание обучающихся обучающихся младшего школьного возраста» (Чадаева Ц.А.), «Нормы и правила межличностного общения».

            Классные руководители В(с)ОШ №5 акцентировали внимание на духовно – нравственном воспитании – «Влияние духовно – нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе» (Полукеева Е.В.), «Духовно – нравственное воспитание школьников через организацию социальных компетенций» (Манджиев Б.Б.), «Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе» (Аржуева Е.В.).

             Показателем наличия ВШК в образовательной организации являются достижения педагогов и обучающихся: численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся в НОШ №22 составляет 62%, это 51 обучающийся; В(с)ОШ №5 – 0.  В вечерней школе анализ изучения уровня удовлетворенности учащихся (анкетирование, февраль-март 2020г) выявил невысокий показатель удовлетворенности организации воспитательного процесса (3,4 из 5-согласно справки).

             Необходимым звеном в деятельности МО классных руководителей является обобщение опыта работы. В этом направлении положительно отмечается результат работы НОШ №22 -  I место в муниципальном этапе IX Республиканского Фестиваль-конкурса детского народного творчества «Хамдан» Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» учителя начальных классов Сарагаевой В.Ш.

              Еще одно направление, требующее системной работы – взаимодействие с родительской общественностью. Члены комиссии положительно отмечают системную индивидуальную работу с родителями в обеих школах.

            Таким образом, комиссия пришла к выводу, что в инспектируемых школах осуществляется, в разной степени, работа по ВШК воспитательной работы. При этом, администрациям образовательных организаций рекомендуется учитывать некоторые общие требования к ВШК: систематичность, объективность, действенность и использовать различные методы: метод наблюдения, изучение школьной документации, устные, письменные, комбинированные и графические проверки, взаимопосещение мероприятий, самоотчеты и самоконтроль педагогов, творческие отчеты, портфолио педагогов и учащихся.

            Члены комиссии рекомендуют:

- администрациям МКОУ «В(с)ОШ№5» и «НОШ №22»: более полно использовать метод сравнительного анализа при составлении плана работы по воспитательной работе на очередной учебный год,     активизировать работу  по внедрению с 2021 года в состав основной образовательной программы школы рабочей программы воспитания и календарный план воспитательной работы (согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»), осуществлять системный контроль выполнения плана воспитательной работы школы;

- администрации МКОУ «В(с)ОШ№5»: 1. провести работу по – обобщению опыта работы классных руководителей; - созданию и внедрению Программы воспитания и социализации обучающихся; 2. усилить ВШК деятельности МО классных руководителей; 3. предусмотреть создание и развитие детских организаций, таких как: отряд Юнармии, отряд ЮИД, отряд волонтеров, провести разъяснительную работу с обучающимися по созданию и деятельности органа ученического самоуправления (учитывая специфику данного учреждения, требуется больше внимания уделить самоорганизации и самореализации детей в школе.);

- МЦ УОА г. Элисты оказать помощь в составлении аналитической справки и алгоритма планирования воспитательной работы.