Оджаева Елена Григорьевна – учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста Моделирование и конструирование современного урока географии.

Оджаева Елена Григорьевна – учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста

Моделирование и конструирование современного урока географии.

Главное в хорошем уроке - труд учащихся.

Без труда нет результата.

Урок - многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения . Функция учителя состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е необходимо владеть технологией проектирования Технологических карт уроков.

 

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов. Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести.

Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок - это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, а главное начать его ПРАВИЛЬНО! В зависимости от темы, мы организуем  психологический настрой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:   КАПЛИ ДОЖДЯ - тренинг.

Сейчас у  нас начинается жара и мы ждём живительную влагу. Степи необходим дождь.  Материализуем  наши мысли!

Упала одна капелька (пальцем правой руки ударяем по ладошке левой руки)

- Затем с неба упало 2 капельки ( 2 раза)

- Затем с неба упало 5 капелек (ударяем пальцем, изображая ливень)

- И пошел сильный, сильный, как из ведра.

- По аплодируем друг другу! Поприветствуем своих коллег.

 

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.

 

В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя. В целом, основные компоненты современного урока выглядят следующим образом:

 

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

1. Проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)

2. Технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)

3. Технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)

4. Коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)

5. Урок - игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)

6. Дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам»), сбор карт-пазлов и т.д.)

7. Использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)

Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:

« О каком материке идет речь?»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИКА

1) Южная Америка

2) Северная Америка

А) На этом материке расположен самый высокий водопад.

Б) На материке находится самая большая низменность.

В) Здесь протекает самая полноводная река мира.

Г) На материке находится крупнейшее высокогорное озеро мира.

Д) Большинство жителей материка говорит на английском языке.

Е) На территории материка очень много пресноводных озер.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 Ответ:                 АБВГДЕ

А) На этом материке расположен самый высокий водопад - Южная Америка (Анхель).

Б) На материке находится самая большая низменность  Южная Америка (Амазонская).

В) Здесь протекает самая полноводная река мира - Южная Америка (Амазонка).

Г) На материке находится крупнейшее высокогорное озеро мира — Южная Америка (Титикака).

Д) Большинство жителей материка говорит на английском языке - Северная Америка.

Е) На территории материка очень много пресноводных озер - Северная Америка.

 

Ответ: 111122.

 

«Кто или что лишнее?»

Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия, острова)

Гималаи, Пиренеи Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)

«Географические диктанты»

Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка препятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

«Угадай»

Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр - одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

«Кто это, что это?»

Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например, по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан), Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

 «Туристическое агентство «По странам и континентам»

Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.

    В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.

Моделирование и конструирование современного урока географии