Методическая копилка

Даваева Инара Васильевна, учитель биологии МБОУ «СОШ 10» имени Бембетова В.А., ВКК

Даваева  Инара  Васильевна,

учитель  биологии  МБОУ  «СОШ 10»  имени  Бембетова  В.А.,  ВКК

Тема урока. Экологические факторы среды

Класс: 9

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Цель занятия:  углубить знания о  экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание, понимание роли человека в окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Методы: словесный, беседа, работа с текстами.

Планируемые результаты.

Личностные УУД. Формирование бережного отношения к природе.

Познавательные УУД.  Выделение главного в тексте, сравнение, сопоставление, построение графика.

Регулятивные УУД. Выдвижение задач урока, самоконтроля, коррекция знаний.

Коммуникативные УУД. Умение слушать другого, формирование умений и навыков работы в группе

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.

Оборудование: презентация занятия, тестовые задания, задания для самостоятельной работы.

 План урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление знаний учащихся

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

Ход занятия

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Оборудование: литературные тексты, компьютерная техника.

Ключевые слова и понятия: Абиотические факторы, антропогенные факторы, биотические факторы, толерантность, лимитирующие факторы.

Актуализация и мотивация знаний

Фронтальный опрос:

О чем мы говорили на предыдущем уроке? (изучали вид, критерии вида, популяция)

Что такое вид? (дайте определение)

Что такое критерии вида? Какие критерии вида вам известны?

 Задание. Определить критерии вида, описание которых даны в тексте

       (1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря.

 (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом.

(3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.

(4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни.

(5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно.

 (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

 (Популяции, ее характеристиках).  При помощи закрытого теста вместе вспомним основные понятия. (Работа в группах. Учащиеся составляют определения на магнитной доске).

Популяция  - совокупность организмов одного вида, свободно скрещивающихся между собой, обитающих на определенной территории (ареале).

Обилие популяции  - общее число организмов.

Рождаемость популяции – скорость прироста численности.

Смертность  популяции - скорость сокращения численности.

Возрастной состав популяции – совокупность дорепродуктивных, репродуктивных, пострепродуктивных особей.

Экология  - наука о взаимоотношениях между организмами и окружающих их средой.

Задача (формулировка новой темы)

1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

Вывод: для размножения клевера не хватает условия внешней среды (шмелей)

Как называются внешние условия, факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на живые организмы? Найдите ответ в учебнике, параграф 36

Экологические факторы - любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность и географическое распространение организмов. (В последнем определении дается только левая часть определения)

Тема нашего урока «Экологические факторы»

Какие вопросы мы должны раскрыть на уроке?

1.Виды экологических факторов.

2. Влияние факторов на организмы.

3. Закономерности влияния экологических факторов

Работа в группах. На каждой парте лежит литературный текст.

Вам необходимо при помощи учебника определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.

1 ряд. Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.

М.Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом,  вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

2 ряд. Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.

М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ле­дорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудни — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солн­це и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер.

3 ряд . Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.

В.М.Смирин. «Звери в природе»

 На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца  - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали  на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.

Работа с классом. Влияние абиотических факторов.

На какие группы делятся растения по отношению к температуре, влажности, свету? Как эти факторы влияют на животных?

По отношению к свету.

1.Светолюбивые

2.Теневыносливые

Животные ведут дневной (большинство птиц)образ жизни или ночной (летучие мыши).

По отношению к влажности.

1. Влаголюбивые

2. Засухоустойчивые

Животные могут получать воду путем окисления жиров.

По отношению к температуре.

1. Теплолюбивые

2.Холодостойкие.

Теплокровные животные выдерживают наибольший диапазон температур.

На организмы также влияют вторичные климатические факторы.

Влият ли на организмы количество экологического фактора?

 Объяснение закона трех кардинальных точек

 

Дайте понятие толерантности. Изобразите кривую толерантности, используя таблицу. Сделайте выводы.

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

Оптимальная температура, при которой наблюдается наибольшее число вертикальных движений дна ротовой полости (110-120 дыхательных движений в минуту), составляет +25…+300 С.

При понижении температуры частота дыхательных движений уменьшается (до 76 при +150 С), что свидетельствует о понижении интенсивности обмена веществ в организме лягушки и, следовательно, уменьшении количества потребляемого кислорода. При температуре +50 С лягушка впадает в оцепенение. Дальнейшее понижение температуры может привести к гибели животного.

При повышении температуры наблюдается уменьшение числа вертикальных движений дна ротовой полости (до 32 при +400 С), что может быть связано с перегревом животного и нарушением процессов жизнедеятельности. Дальнейшее повышение температуры может привести к гибели животного.

  

А) лесной пожар вследствие грозы

Б) распространение семян растений птицами

В) понижение температуры, приводящее к зимней спячке животных

Г) санитарная вырубка леса

Д) питание паразитических животных

Е) затопление лугов при ливне

1) абиотические

2) биотические

3) антропогенные

    

 

 

 

 

 

 

 

Толерантность  - терпение. Организмы плохо реагируют как на недостаток, так и на избыток действия экологического фактора. (Закон Шелфорда, закон толерантности)

Задание на закрепление (плюс зарядка)

Установите соответствие между примерами и видами факторов окружающей среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) выброс углекислого газа при извержении вулкана

Б) обильное размножение насекомых

В) зарастание водоёма ряской

Г) усиление силы ветра

Д) понижение уровня воды в озере

Е) увеличение количества осадков

 

1) абиотические

2) биотические

 

Установите соответствие между экологическим фактором и группой, к которой его относят.

 

Изучение биотического экологического фактора (схема на слайде)

Работа с текстом (или сообщения)

Закрепление

Практическая работа «Определение типов биотических отношений»

 Задание №1.Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон.

(Ответ: хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)

Задание №2.Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
(Ответ: пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)

Задание №3. Как вы думаете, для чего прогрессивные технологии посадки деревьев в бедную почву предполагают заражение грунта определенными видами грибов?
(Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения. Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)

Задание №4. Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
(Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)

 

 Учитель:  Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду.

(Щука – плотва и караси, хищничество)

2. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Цветок – пчела, симбиоз)

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны.

(Комар – человек, паразитизм)

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

(Волк – дождевой червь, нейтрализм)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Домашнее задание: параграф 36

 

1 ряд М.Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом,  вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

2 ряд М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ле­дорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудни — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солн­це и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер.

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

 

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

3 ряд В.М.Смирин. «Звери в природе»

 На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца  - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали  на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

 

Зависимость частоты дыхательных движений лягушки от температуры воды

 

Температура воды, 0С

+5

+10

+15

+25

+30

+40

+45

Частота дыхательных движений

3

40

75

110

120

32

15

 

Экологические факторы

Абиотические

Биотический

Антропогенные

климатические:

а) температура

б) влажность

в) свет

геологические

орографические

симбиотические:

симбиоз

мутуализм

комменсализм

антибиотические:

хищничество

паразитизм

конкуренция

аменсализм

нейтрализм

 

         

 

Симбиотические взаимоотношения:

Симбиоз - взаимовыгодное сотрудничество

Мутуализм – форма симбиотических отношений, при которой либо один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя, является специализированной формой симбиоза.

Комменсализм – один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично. Может быть в двух формах:

1)      синойкия (квартиранство), 2) трофобиоз (нахлебничество)

Антибиотические:

Хищничество – это особая форма отношений, при которой один из участников (хищник) умерщвляет другого (жертва) и использует его в качестве пищи.

 

Паразитизм – паразит не убивает сразу своего хозяина, а длительное время использует его как источник пищи.

Конкуренция – это тип антибиотических отношений, при котором организмы соперничают друг с другом, пытаясь лучше и быстрее достичь какой либо цели

Аменсализм – тип абиотических отношений, при котором один организм, воздействуя на другой, подавляет его жизнедеятельность, а сам при этом не испытывает никаких отрицательных влияний со стороны подавляемого.

 

1. Стой, плотва и караси!

И пощады не проси:

Я – хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду. 

  

3. Кровь попить у детворы

Любят летом комары,

Потому, что кровососы -

Надоеды – пискуны. 

 

4. Однажды на ужин испробовать волк,

вдруг захотел червяка.

- Тьфу… Гадость какая!

Он завопил.

- Посижу на диете пока.

 

Даваева эко фактор 9 

Хатикова Ольга Юрьевна - учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста. Имеет 1КК. Педагогический стаж 3года 9мес.

 

 

 Хатикова Ольга Юрьевна - учитель физики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста. Имеет 1КК. Педагогический стаж  3года 9мес.

 

Лауреат конкурса  «Педагог года Калмыкии» в номинации «Педагогический дебют -2019» диплом 2-й степени, в номинации 
«Учитель года - 2021» диплом 3-й степени.

 

Проблемы,  освещенные  в  педагогическом  проекте

 

     Первая проблема  Предмет «физика» является одним из сложных предметов. Учащиеся на первой стадии изучения предмета не придают ему особого значения. Но уже в старших классах, при осознанном выборе дальнейшей профессии стремятся изучать предмет на профильном уровне.  Поэтому важно, чтобы всем было интересно с самого начала  заниматься физикой. Именно поэтому, огромное значение приобретает развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей.

     Вторая проблема  может просматриваться в том, что в учебниках физики материал дается с позиции «получай знания», а не с позиции «приобретай знания». Поэтому каждому педагогу необходимо  включить ученика  в творческий процесс познания через различные механизмы воздействия,  в том числе через активные педагогические технологии.

Какова же актуальность проекта?

     Несмотря на то, какие выбраны учителем УМК (учебно - методические комплекты), именно учитель в своей работе создает условия, обеспечивающие развитие способностей у учеников к самосовершенствованию.

     Каждый учитель понимает, что предпосылкой успешности является применение самых активных форм в работе. 

     Данный проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо владеть основами знаний о методах научного познания при решении задач различного типа и уровня сложности. 

Ожидаемый результат проекта

    Для учителя: Расширится   круг возможностей реализовать новые формы и методы обучения. При использовании интеллектуальных форм труда, возникнет необходимая возможность творческого поиска и организации совместной деятельности  «Учитель - ученик»

    Для ученика: Повысятся личные результаты за счет повышения

уровня мотивации учебной деятельности, повышение ответственности к учебе.

   Явно выразятся  метапредметные результаты: сформируется умение анализировать свою познавательную деятельность, умение работать с источниками информации в различных предметных областях.

  Предметные результаты:

-      воспроизведение знаний;

-      применение знаний и умений в знакомой, измененной и новой ситуациях.

   Для родителей: Появится возможность участвовать в совместных проектах, в процессе обучения и контроля уровня успеваемости.   

Описание проекта и его обоснование

     В рамках реализации ФГОС основного общего образования,  я поставила перед собой цель:

- конструирование учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения.

Определила ряд задач:

1. изучить методику применения квест - технологии в образовательном процессе;

2. апробировать данную      технологию на уроках физики и во внеурочной деятельности;

3. проанализировать эффективность внедрения новой технологии в своей педагогической деятельности.

Реализация  проекта

    Реализуется технология квеста через два основных блока: урочную и внеурочную деятельность. На уроках применяю два вида квестов: веб - квесты и квест - уроки. Во внеурочной деятельности запланированы и проводятся «живой» квест и 2 квест - проекта.

    Предварительные результаты за полгода практической деятельности указывают на то, что данный проект уместен и перспективен. Я запланировала лишь несколько уроков в данной технологии, но в перспективе можно использовать и на каждом уроке. Технология квеста направлена не только на повышение мотивации и качества образования, но и способна развить универсальные учебные действия у обучающихся.

    Один из способов формирования у учащихся  универсальных учебных действий - учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным содержанием.

 

    Для проведения квест игр мною разработан сборник занимательных интегрированных задач по физике. Эти задачи применимы на любом маршруте. Интеграция предметов с физикой позволяет подачу материала сделать более яркой и запоминающейся.  К примеру, при интеграции физики и литературы, одним из пунктов квест игры является пункт «Между строками»». Учащимся необходимо вспомнить отрывки из произведений калмыцкого поэта, определить автора. Картины калмыцких художников необходимо обязательно методом рассуждения описать. Биология и физика интегрируясь, заставляют задуматься ребят о расположениях заповедников, экологических зон.  С географией  связаны места рождения калмыцких авторов, географическое расположение малой Родины мэтров калмыцкой литературы. В сборник вошла задача о горе Шерет, находящейся на территории Ики-Бурульского района. Говорят, что в ясный день с этой горы можно увидеть вершину Эльбруса. Задача ставит перед детьми вопрос – как это возможно. И возможно ли?

      Работа над сборником задач подвела к мысли о создании физической карты Калмыкии, где указываются та или иная местность районов нашей Республики, где можно найти ответ на задачи. Для более увлеченного действия группам необходимо на этой карте обозначениями выделять пройденные маршруты. У каждой группы имеется на маршруте карта, портфель задач. Таким образом, на каждом этапе участники решали задачи, отражающие национально-региональный компонент.

      В ходе работы собран банк, включающий в себя сценарии квест маршрутов, разработки квест уроков, сюжетных тем, маршрутные листы, тесты, подборки видеосюжетов, наглядный материал, творческие работы учащихся, занимательные задачи.

     При использовании технологии квеста привлекает то, что существуют, по крайней мере, два результата. Первая составляющая оценки результата это, собственно, та видимая часть, которая и является выполненным квест-проектом. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели. Второй же результат – это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность.

    Таким образом, с учётом положительных предварительных результатов, у меня складывается мнение, что квест - технология это именно тот инструмент, который повышая мотивацию к учению, способен увеличить и качество образования, и развить универсальные учебные действия, и способствовать развитию творческого потенциала личности ребенка.

 

Хатикова презентация образоват.проекта 

 

Оджаева Елена Григорьевна – учитель географии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста Моделирование и конструирование современного урока географии.

Оджаева Елена Григорьевна – учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Элиста

Моделирование и конструирование современного урока географии.

Главное в хорошем уроке - труд учащихся.

Без труда нет результата.

Урок - многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения . Функция учителя состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, т.е необходимо владеть технологией проектирования Технологических карт уроков.

 

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся. В процессе формирования познавательного интереса к предмету решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности. Проблема активности процесса обучения не может на современном этапе рассматриваться без учета личностной позиции обучаемого к процессу обучения. Повышение качества образования в настоящее время невозможно без удовлетворения личностных запросов. Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести.

Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок - это своеобразная визитная карточка каждого учителя. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения и воспитания, успешность конечных результатов, интерес к предмету.

Для учителя очень важно правильно организовать урок, а главное начать его ПРАВИЛЬНО! В зависимости от темы, мы организуем  психологический настрой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:   КАПЛИ ДОЖДЯ - тренинг.

Сейчас у  нас начинается жара и мы ждём живительную влагу. Степи необходим дождь.  Материализуем  наши мысли!

Упала одна капелька (пальцем правой руки ударяем по ладошке левой руки)

- Затем с неба упало 2 капельки ( 2 раза)

- Затем с неба упало 5 капелек (ударяем пальцем, изображая ливень)

- И пошел сильный, сильный, как из ведра.

- По аплодируем друг другу! Поприветствуем своих коллег.

 

Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.

 

В настоящее время широко распространены уроки-беседы, уроки-исследования, уроки-конференции, уроки с ролевой и деловой игрой и т. д., благодаря которым каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе урока в роли учителя. В целом, основные компоненты современного урока выглядят следующим образом:

 

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Для наиболее эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний возможно использование различных форм и методов обучения:

1. Проблемные уроки (эффективный способ повышения интереса учащихся к урокам географии)

2. Технология листов опорных сигналов (схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельно работать, индивидуальные способности)

3. Технология проектной деятельности (организация исследовательской деятельности)

4. Коллективные способы обучения (дают возможность добиваться поставленной цели, создают творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся)

5. Урок - игра (как свободная творческая деятельность обладает воспитательным, коммуникативным и развивающим свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект)

6. Дидактические игры («Буквы заблудились», «Справочное бюро», «Кто или что лишнее», «Заочное путешествие», «Географические диктанты», «Угадай», «Заморочки из бочки», «Туристическое агентство «По странам и континентам»), сбор карт-пазлов и т.д.)

7. Использование дополнительной литературы, поэзии (всякая работа с книгой, газетой, статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок)

Приведу некоторые виды работ, которые использую на своих уроках:

« О каком материке идет речь?»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИКА

1) Южная Америка

2) Северная Америка

А) На этом материке расположен самый высокий водопад.

Б) На материке находится самая большая низменность.

В) Здесь протекает самая полноводная река мира.

Г) На материке находится крупнейшее высокогорное озеро мира.

Д) Большинство жителей материка говорит на английском языке.

Е) На территории материка очень много пресноводных озер.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 Ответ:                 АБВГДЕ

А) На этом материке расположен самый высокий водопад - Южная Америка (Анхель).

Б) На материке находится самая большая низменность  Южная Америка (Амазонская).

В) Здесь протекает самая полноводная река мира - Южная Америка (Амазонка).

Г) На материке находится крупнейшее высокогорное озеро мира — Южная Америка (Титикака).

Д) Большинство жителей материка говорит на английском языке - Северная Америка.

Е) На территории материка очень много пресноводных озер - Северная Америка.

 

Ответ: 111122.

 

«Кто или что лишнее?»

Необходимо определить, какое слово лишнее и объяснить почему (учащиеся должны сгруппировать слова по определенному признаку).

Гренландия, Сицилия, Финляндия, Корсика (Финляндия, острова)

Гималаи, Пиренеи Апеннины, Аппалачи, Анды, Гоби (Гоби, горы)

Рур, Донбасс, Кувейт, Кузбасс, Силезия (Кувейт, угольные бассейны)

Апатиты, бокситы, нефть, сталь, природный газ (сталь, полезные ископаемые)

«Географические диктанты»

Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, в то же время дают возможность выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии (Тема «Береговая линия Евразии») умышленно включаю в содержание ошибки по номенклатуре (по усмотрению учителя учащиеся могут использовать атласы):

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка препятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска».

«Угадай»

Учащиеся по описанию определяют географический объект. Например:

а) «Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. На небе она сияет ярче звезд и хорошо видна без телескопа. Планета имеет плотную атмосферу, состоящую из углекислого газа» (Венера, тема «Планеты Солнечной системы»)

б) «Регион расположен на Прикаспийской низменности. Областной центр - одновременно и морской и речной порт. В области находится крупное газоконденсатное месторождение, ведется добыча поваренной соли на озере Баскунчак. Регион славится своими арбузами. В дельте р. Волги расположен один из старейших заповедников России» (Астраханская область, тема «Поволжский экономический район»)

«Кто это, что это?»

Данную работу хорошо использовать на уроках повторения. Каждому учащемуся называется слово, которое они должны пояснить. Например, по теме «Южная Америка»: Аконкагуа (гора), Ориноко (река), пиранья (рыба),

гевея (дерево), мате (чай), Игуасу (водопад), лама (животное), Котопахи (вулкан), Веспуччи (путешественник), колибри (птица), метис (народ), Поопо (озеро), кебрачо (дерево) и т.д.

 «Туристическое агентство «По странам и континентам»

Каждая группа учащихся рекламирует одну из стран, стараясь дать наиболее полную информацию о ней. Предлагают описание, иллюстрации и другой дополнительный материал. Остальные должны определить страну.

Очень важно, что при выполнении подобных заданий, ученики превращаются в исследователей, что приводит к развитию воображения, стойкого интереса к географии, творческой активности, любознательности. А именно любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию.

    В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.

Моделирование и конструирование современного урока географии

Очирова А.А. Технологическая карта открытого урока в формате онлайн в 10 «б» классе на тему «Загадка Амелии Эрхарт». Учебник “Forward”, автор М.В. Вербицкая СОШ №3 им Сергиенко Н.Г. 17 ноября 2020 год г. Элиста

 

Очирова А.А.

Технологическая карта открытого урока в формате онлайн

в 10 «б» классе на тему «Загадка Амелии Эрхарт».

Учебник “Forward”, автор М.В. Вербицкая

СОШ №3 им Сергиенко Н.Г.

17 ноября 2020 год

г. Элиста

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Класс

10

Предмет

Английский язык

Тема урока

Загадка Амелии Эрхарт

Тип урока (урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок активизации навыков аудирования, чтения, письма и устной речи)

комбинированный урок

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

вести разговор в рамках изученной тематики; воспринимать на слух и понимать нужную информацию; строить высказывание с опорой; читать тексты с понимание ,выделяя нужную информацию; распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и модальные глаголы с инфинитивом и перфектным инфинитивом для выражения вероятности о событиях в прошломю

 

Регулятивные: Ставить и формулировать задачи в образовательной деятельности;

Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Познавательные : искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; выработать у учащихся готовность использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении задач урока.

Готовность и способность к образованию



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок. Good morning, students. I am glad to see you. How are you?

Дают устный ответ в форме приветствия. Good morning.We are fine.

Личностные: Готовность и способность к образованию

Сообщение темы. Постановка задач урока

«When once you have tasted flight,

You will forever walk the Earth

With your eyes turned skyward

For there you have been,

And there you will always long to return.»

                                   Leonardo da Vinci

 

Использование цитаты в формулировке темы урока: “We are going to speak about flights. Amelia Earhart”

Обучающиеся выражают свои мнения и сами формируют тему, которую они , будут изучать на этом уроке.

Предметные: воспринимать на слух и понимать нужную информацию; строить высказывание с опорой; Коммуникативные: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Регулятивные: Ставить и формулировать задачи в образовательной деятельности;

 

Проверка домашнего задания

Проверяет выполнение задания по учебнику. Беседует с учащимися, задает вопросы, по изученному на прошлом уроке материалу.

In which period did Amelia Earhart live?

What was she famous for?

Отвечают на вопросы учителя, проверяют домашнее задания, при необходимости вносят исправления.

Личностные: Самоопределение, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль Коммуникативные: Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений;

Актуализация субъективного опыта учащихся

Учитель задает наводящие вопросы ,актуализируя опыт учащихся .

Let’s listen once again track №30 p 36 in the Student Book, put the events in the correct order.

Слушают и расставляют события в нужном порядке.

Проводят итоги, делают обобщение истории.

Предметные: вести разговор в рамках изученной тематики;

Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. (учащиеся аргументируют  каждый свой выбор, цитируя услышанное)

Мотивирование к учебной деятельности. Создание ситуации затруднения

Мотивирует учащихся , прося выполнит выполнить упр 5,стр 36. Let’s do ex 5,p.36. Explain your choice. Прослушивание текста с полным извлечением информации.

Выполняют упр 5,стр 36. Выражают свое мнение. Работают над упр 5,стр 36. (анализируют ситуацию, аргументируют).

Работают с  ЭФУ, презентацией и онлайн доской Padlet, здесь учащиеся показали владение способами и приемами изучения иностранных языков, в том числе с использованием мультимедийных средств.

Познавательные : искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

Изучение нового материала

Найти и обработать дополнительную информацию об Амелии Эрхарт, используя различные источники, в том числе ресурсы Интернет. (сообщения учащихся)

Чтение детальной информации полете Амелии Эрхарт вокруг света, работа с незнакомой лексикой.

Выполняют и анализируют правило у4,с.59 и выполняют у 3,с.59.Читают и анализируют исключения на с.59.

Предметные: читать тексты с понимание ,выделяя нужную информацию; распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и слова ,обозначающие количество.

Коммуникативные развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

Закрепление изученного материала

Использование в речи модальных глаголов с перфектным инфинитивом для выражения вероятности о событиях в прошлом.

Учащиеся записывают убедительные теории о завершении кругосветного полета Амелии Эрхарт.

Предметные : строить предложения с использованием в речи модальных глаголов с перфектным инфинитивом для выражения вероятности о событиях в прошлом.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Объявляет и аргументирует оценки за урок. Проводит рефлексию. Что показалось особенно интересным на уроке? Закончите предложения: Сегодня я узнал, что… Теперь я знаю, как… Я хотел бы узнать…

Отвечают на вопрос

Now I know how…

Now I can…

Now I know

Регулятивные: Коммуникативные: Взаимодействие с учителем .Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные : владение навыками познавательной рефлексии;

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание, инструктирует по его выполнению материала: стр. 37 учебника упр. 1,2,3.

Записывают домашнее задание

Личностные: сформированность ответственного отношения к учению. Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять и контролировать, корректировать свою учебную деятельность.

 

 

                  

          Фотоотчет

Использование Электронной Формы Учебника, с целью выработать навыки аудирования.

                  

Задание: расставить события в нужном порядке.

 

 

 

 

Задание: выбор правильного ответа.

 

 

 

 

 

Использование презентации, для активизации навыков чтения и устной речи.

Работа в программе Padlet, для отработки использования модальных глаголов.